Как победить в себе прокрастинацию

Каждый из нас время от времени сталкивается с тем, что никак не может приступить к работе. Мы придумываем себе тысячи оправданий, чтобы отложить важные дела на завтра. И это куда серьезнее, чем обычная лень.

Склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам, называется прокрастинацией. Она может стоить человеку карьеры, создать массу неудобств в быту, а в запущенном случае погрузить в глубокую депрессию, вызванную чувством вины. Победить прокрастинацию сложно, но существует множество методов решения этой проблемы, нужно лишь выбрать тот, который вам подходит.

КАК ВОЗНИКАЕТ ПРОКРАСТИНАЦИЯ

Для начала разберемся с причинами прокрастинации. Считается, что их две: биологическая и социальная. Физиологи считают, что это мучительное состояние вызвано конфликтом двух участков мозга – лимбической системы и прифронтальной коры. Лимбическая система у человека более развита и отвечает за центр удовольствия, а прифронтальная кора отвечает за внимание. Когда работнику задание кажется слишком трудным или скучным, активизируется центр удовольствия. Человек начинает искать все доступные средства, чтобы себя чем-то развлечь и, как следствие, так и не приступает к работе.

Социологи также указывают, что причиной прокрастинации легко могут стать проблемы в коллективе. Саботируя работу, человек протестует против системы, которая, как ему кажется, устроена неправильно или несправедливо по отношению к нему.

В разумных пределах нонконформизм, безусловно, положительное качество. Но когда бунтарь переходит границы допустимого, это создает проблемы только ему. Поэтому чем больше вы стремитесь искать компромиссы с коллегами, тем меньше у вас шансов заразиться прокрастинацией.

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО РАБОТА УЖЕ СДЕЛАНА

Сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе предложили новый метод борьбы с прокрастинацией. Эксперимент заключался в том, что подопытных попросили принять важное решение – перевести деньги на пенсионный счет или оставить свои средства на текущем.

Добровольцев разбили на две группы: одним показывали их искусственно «состаренные» портреты, другим просто предложили расписаться в бумагах. Увидев себя в старости, участники эксперимента охотнее и быстрее соглашались поставить подпись. Другие же подопытные, как правило, долго раздумывали, после чего отвечали отказом.

Ученые считают, что этот феномен человеческой психики можно использовать в борьбе с прокрастинацией. Просто закройте глаза и представьте, что справились с поставленной задачей. Чувство удовлетворения, пусть и от воображаемого успеха, даст стимул немедленно приступить к работе.

СОСТАВЛЯЙТЕ ПЛАН РАБОТЫ

Собственный метод борьбы с прокрастинацией разработал профессор Джон Перри из Стэнфордского университета. Он советует составлять список задач, которые нужно выполнить в ближайшее время. На первом месте должны быть самые трудные и важные цели, а на последнем – самые легкие и несрочные задачи.

Прокрастинатор, полагает ученый, начнет с конца. Однако это поможет ему «раскачаться» и постепенно дойти до начала списка. Со временем попробуйте каждый день начинать с выполнения особенно неприятного вам дела. Если вы сможете выработать в себе эту привычку, жизнь станет значительно легче и приятней.

Подробно метод профессора Перри изложен в его книге «Искусство прокрастинации: как правильно тянуть время, лоботрясничать и откладывать на завтра».

НАЙДИТЕ СЕБЯ «НЯНЬКУ»

Попросите близкого друга помочь вам убить в себе прокрастинатора. Сообщайте ему обо всех заданиях, которые дают на работе, и отчитывайтесь об их выполнении. Пусть друг постоянно следит за вами и напоминает о том, что вам нужно сделать и в какие сроки. Но только это должен быть действительно близкий человек, которому вы доверяете, иначе вы рискуете быстро друг другу надоесть или перессориться.

Также можно информировать общественность о своих грандиозных планах. Например, написать пост в Facebook.

ЕСЛИ ОТВЛЕКАЮТ СОЦСЕТИ – НЕМЕДЛЕННО О НИХ ЗАБУДЬТЕ

Очевидный совет, но все же не будет лишним напомнить, что отключить доступ к соцсетям – хороший способ сосредоточиться на действительно важных вещах. Некоторые работодатели перегибают палку и просто блокируют Facebook или «ВКонтакте» для своих сотрудников. Тактика настолько жесткая, насколько неэффективная: если работнику хочется на что-то «залипнуть», он всегда найдет выход. В конце концов, никто не отменял Tumblr, BuzzFeed и прочих «убивателей времени».

Здесь действует только присказка «Помоги себе сам». Сначала подумайте и определитесь с тем, какие сайты больше всего отнимают ваше драгоценное время. Затем установите один из многочисленных плагинов для браузеров, которые не пустят вас на эти веб-страницы. Для Google Chrome подойдет Stay Focusd, а Firefox поддерживает плагин LeechBlock.

Источник 24 Мир

Вам также могут понравиться Еще от автора